«О ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области»

Район в интернете

www.unosmirnih.ru
Оф. сайт управления образования

www.smirlib.ru
Оф. сайт смирныховской библиотеки

smid6i.shl.muzkult.ru
Детская школа искусств

www.укжкх-смирных.рф
МУП «Управляющая Компания»

Управляющая Компания Энергия
Управляющая Компания Энергия

16 января 1965 года из части территории Поронайского района был образован Смирныховский район. В июне 2006 года Смирныховский район преобразован в муниципальное образование «Городской округ Смирныховский».


13.11.2018

Информация на заседание Сахалинской областной Думы 1 ноября 2018 года в рамках проведения «Правительственного часа» по вопросу «О ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области»

 

Фактическое состояние дел с обращением твёрдых коммунальных отходов в Сахалинской области.

В настоящее время на территории Сахалинской области действует полу управляемая модель обращения с отходами. Данная система не выдерживает тех требований которые предъявляются Президентом и Правительством РФ в области управления отходами.

По данным учёта в Сахалинской области образуется 200 тыс.т. ТКО в год.

Подавляющая часть объектов размещения ТКО (полигонов) не отвечает требованиям нормативных документов и находятся в полулегальном положении.

Большая часть свалок расположена на территориях, не предназначенных для использования под объекты размещения отходов, так как являются землями населенных пунктов, водоохранными зонами и землями лесного фонда.

По некоторым МО вовсе есть решения как надзорных, так и судебных органов о полном запрете на размещение ТКО.

Не весь объём генерируемых отходов достигает мест их размещения. Значительная часть объёмов попадают в природно-ландшафтные зоны, создавая тем самым угрозу экологического засорения.

Деятельность организаций, занятых перевозкой твёрдых коммунальных отходов неподконтрольна, что позволяет недобросовестным операторам нарушать установленные маршруты вывозки, проводить сброс в местах для этого не предназначенных.

Не все юридические лица являются законопослушными и зачастую прибегают к способу несанкционированного выброса производимых ими отходов. В каких-то случаях это просто «сброс» мусора в местах общего накопления жителями многоквартирных домов, а в других - просто вывоз в окрестности населённых пунктов.

Не распространена практика сортировки производимых отходов в части выделения вторичным материальных ресурсов (ВМР).

В этой «неуправляемой модели» есть те, кто оплачивает данные услуги, и те, кто в этом не учавствует.

Резюмируя общее состояние дел можно обозначить как основные следующие позиции:

  1. Наличие серых схем транспортировки и размещения ТКО.

  2. Размытость и недостаточность финансовых источников на решение вопросов по строительству необходимых объектов инфраструктуры.

  3. Уход части производителей отходов от уплаты за транспортировку и размещение ТКО.

  4. Существенное загрязнение окружающей среды.

 

 

Планируемые изменения в 2019 году

Начиная с 2019 года на основании требований Федерального Законодательства в Российской Федерации в области экологии в стране и в том числе на территории Сахалинской области произойдёт изменение ранее действующего способа управления твёрдыми бытовыми отходами.

Новая модель основана на централизации управления процессов накопления, перемещения и утилизации ТКО, а также меняется модель экономического взаимодействия всех участников процесса.

 

Основными целями и задачами является:

1. ВНЕДРЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЁРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

3. ОСНАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕОБХОДИМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТВЁРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

4. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССА ПО ИЗВЛЕЧЕНИЕЮ ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

5. УЛУЧШЕНИЕ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

 

К этому моменту всем субъектам РФ необходимо было провести подготовительную работу по созданию ряда условий.

Первое – утверждение территориальной схемы управления отходами.

Второе – расчёт и утверждение нормативов накопления ТКО.

Третье – выбор единого регионального оператора

Четвёртое – утверждение тарифов на обращение отходов.

 

В рамках перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами Правительством Сахалинской области были приняты нормативные правовые акты Сахалинской области, устанавливающие правила осуществления деятельности в сфере обращения с отходами, необходимые для перехода на новые условия управления отходами.

Органом, который будет выполнять данные функции избран – АО «Управление по обращению с отходами». (Региональный оператор)

Данный оператор наделён определёнными функциями и обязанностями. У его появляется монопольное право на оказание услуги по вывозу и размещению ТКО всем субъектам рынка, находящимся на территории Сахалинской области (юридическим и физическим лицам).

У потребителей данной услуги нет права отказа на её получение, что заставляет всех использовать правовую (легальную) форму передачи отходов.

Это в свою очередь позволяет сформировать основные источники финансирования для выполнения данной задачи.

Региональный оператор, с использованием конкурентных способов проводит выбор перевозчиков для каждого Муниципального Образования.

 

Несколько меняется формула расчёта за услуги перевозки. Теперь оплата должная произойти по объёму вывезенных на полигон отходов с использованием средств электронного учёта.

Предполагаются изменения и в местах размещения отходов. Теперь поступившая масса ТКО должна пройти сортировку на предмет выборки возобновляемых материальных ресурсов и лишь потом подлежит размещению в полигоне.

Кроме всех перечисленных изменений, самым главным следует отметить то, что с введением данных процессов мы должны делать всё, чтобы изменить сознание населения.

Необходимо прививать стремление к соблюдению экологических требований и повышению культуры экологического поведения.

Планируется организация информационно-образовательных мероприятий, направленных на формирование правильного отношения к вопросам экологии и чистоты, культуре обращения с производимыми нами отходами.

 

Сравнительный анализ двух систем.

Из представленной новой модели управления обращением отходов уже видно ряд преимуществ относительно сложившейся на сегодня.

  1. Должны полностью исчезнуть несанкционированные свалки. Ежегодно на территории Сахалинской области фиксируется около 500 несанкционированных свалок. Главная задача – улучшение экологической обстановки.

  2. Появляется равная для всех обязанность оплачивать процесс по обращению с ТКО. В настоящее время достаточно много производителей отходов не оплачивают данную услугу.
  3. Будет создана единая модель управления данным процессом, отвечающая за качественное предоставление услуги и соблюдение требований законодательства по обращению с ТКО.

  4. Произойдёт планомерное приведение всей используемой инфраструктуры к установленным нормативными документами требованиям, что даст снижение негативной экологической нагрузки на жителей острова и её природу.

 

Тарифная политика

С введением новой системы управления твёрдыми коммунальными отходами происходит изменение механизма расчёта за полученную услугу и её стоимости.

В настоящее время стоимость данной услуги для физических лиц проживающих в многоквартирных домах находится в составе тарифа н обслуживание мест общего пользования.

Начиная с нового года данная услуга «по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» выделяется в самостоятельный вид и будет относиться к коммунальным услугам.

Исходя из этого она подлежит отдельной тарификации соответствующим органом.

Для выполнения данной задачи необходимо было утвердить нормативы накопления ТКО и тарифы.

В соответствии с Приказом №524 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ установлены Методические рекомендации по вопросам связанным с определением нормативов накопления ТКО. На основании этих рекомендаций проведена работа по мониторингу накопления отходов.

По итогам данной работы, Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 19.03.2018 № 3.10-14-п (в ред. от 02.10.2018 № 3.10-70-П) утверждены «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов».

Данные нормативы являются основой для ценообразования стоимости услуг по обращению с отходами. (на 1м2 площади 0,12м3/год)

В результате рассмотрения представленных Региональным Оператором расчётов величина экономически обоснованного тарифа составила 729,91 руб/м3 с НДС.

В структуре данного тарифа 80% составляют расходы, связанные с транспортировкой ТКО.

 

На наш взгляд такой тариф был бы слишком большим для населения.

На основании проведённого анализа фактической величины оплаты населением аналогичной услуги, было принято решение о частичном субсидировании полученного размера экономически обоснованного тарифа и выхода на уровень фактически сложившейся средней величины стоимости услуги.

Приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 02.10.2018 № 17-ОКК утвержден «Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год».

  • население – 400 руб. за куб.м. с учетом НДС,

  • иные потребители – 608,26 руб. за куб.м. без НДС.

Большой резонанс в СМИ вызвал вопрос о механизме расчёта полной стоимости услуги для жильцов.

Субъекту предоставлено право своим распоряжением определить «расчётную единицу» в отношении которой устанавливается норматив (1м2 общей площади или 1 проживающий).

Проанализировав существующий метод исчисления, аналогичную практику в других субъектах РФ, техническую возможность получения достоверных данных и другие факторы, было принято решение что в отношении населения на 2019 год будет принята норма за 1м2 общей площади.

Таким образом плата за обращение с ТКО для населения будет рассчитываться исходя из квадратных метров в жилом помещении – 4 рубля за м2 с НДС.

На наш взгляд на сегодня это самый оптимальный и правильный вариант. Через какое-то время мы получим статистику и сможем уже по факту уточнить правильность нашего выбора.

Допускаем возможность возвращения к данному вопросу во второй половине 2019 года, для выработки последующих решений.

Есть некоторые примеры, когда сравнительный анализ двух способов расчёта стоимости услуги при одинаковой общей площади, но разном количестве проживающих – получился разный.

В этом случае нет единого мнения и решения, которое бы устроило всех.

Два слова о способе доведения до населения квитанции на оплату.

Данная квитанция будет оформлена и направлена гражданам через услугу Энергосбыта. На одном листе будет распечатана квитанция за потреблённую электроэнергию, и квитанция за обращение ТКО.

Эта модель позволяет снизить расходы, использовать хорошо отлаженный способ доведения до населения и не обременить жителей дополнительными комиссионными сборами.

Способ оплаты предполагает использование электронных систем оплаты для клиентов Сбербанка России и иные способы, используемые гражданами.

 

Прогноз развития объектов инфраструктуры по обращению с отходами до 2025 года

Президентом РФ Владимир Владимировичем Путиным в своём ежегодном послании уделено большое внимание вопросам экологии.

Во исполнение данных поручений органы Исполнительной власти проводят работу по реализации данных поручений.

В следствии этой работы произойдёт существенное изменение методов решения вопросов, связанных с обращением производимых отходов, что в свою очередь повлияет на экологическую обстановку в стране.

Кроме тех первоочередных дел, о которых я вам рассказал, нам предстоит в течении ближайших 7 лет провести огромную работу по формированию новых объектов, предназначенных для переработки ТКО.

В соответствии с утверждённой Территориальной схемой обращения с отходами будут проводится работы по проектированию и строительству новых полигонов, отвечающих всем требованиям природоохранного законодательства.

Для выполнения требований законодательства будут построены:

  • Межмуниципальный мусоросортировочный завод.

  • Мини-заводы с линией по переработке и утилизации отходов.

  • Мусоросортировочные станции с комплексом по медико-биологическому обезвреживанию.

  • Мусороперегрузочные станции.

  • Оборудование дробления строительных отходов.

 

Будет выполнено строительство крупного центра полной переработки отходов – мусоросортировочный завод в районе карьера «Успеновский».

Предположительные сроки выполнения данных работ нашли отражение в утверждённой Правительством Сахалинской области №438-р от 03.08.2017 «Об утверждении дорожной карты по переходу на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Сахалинской области».

Примерная стоимость выполнения данных работ оценивается в 6,5 млд.руб.

Применительно к районам области произойдёт появление новых объектов.

  • Северная часть острова

Строительство полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.

  • Центральная часть острова (Тымовское, А-Сахалинский, Смирных, Поронайск, Макаров, Углегорск, Томари)

Тымовский полигон станет местом для накопления ТКО с двух районов. Там планируется строительство 2- ой очереди полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.

В Углегорском и Тамариском р-нах планируется построить полигоны и мусоросортировочные станции с комплексом термической обработки. (Слайд 13)

Смирныховский полигон будет местом накопления для Поронайского и Макаровского районов.

В Смирных также планируется строительство полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.

  • Южная часть острова.

Долинске, Аниве, Холмске, Невельске – планируется строительство мусороперегрузочных станций. ТКО с этих районов будет транспортироваться с использованием «мультилифтов» на переработку в Южно-Сахалинск.

Корсаков

Здесь планируется строительство мусороперерабатывающего комплекса с мусоросортировочной линией и комплексом термической переработки. Реализация проекта будет на принципе ГЧП по модели Концессионного соглашения.

Южно-Сахалинск

Строительство II очереди полигона в районе Известковый; Строительство межмуниципального мусоросортировочного завода. Данные объекты будут построены по модели Концессионного соглашения и обеспечит переработку ТКО всех южных районов (кроме Корсакова).

  • Курильские острова

На 4-х островах планируется строительство мини-завода по переработке и утилизации отходов. Это небольшие по мощности заводы, способные выполнить полный цикл переработки ТКО с конечной термической обработкой и размещением «хвостов» сжигания.

 

При строительстве будет широко использоваться современные доступные технологии. Для одинаковых объектов инфраструктуры планируется взят за основу типовой проект, который и будет реализован в разных муниципалитетах.

К вашему вниманию предложены такие решения:

  1. Станция перегрузки ТКО

Такие станции планируется иметь в А-Сахалинском, Поронайске, Макарове, Долинске, Аниве, Холмске, Невельск.

 

Объекты строительства в 2019 году

В соответствии с утверждённой Правительством Сахалинской области «Дорожной картой» уже в 2019 году по многим объектам начнутся активные действия, необходимые для начала строительных работ.

В первую очередь будут выполнены все необходимые действия по оформлению земельных участков. Это сложный вопрос и не всегда решается так как это хочется.

Следующим шагом – проектирование объектов.

Именно эти работы будут основным в предстоящем году.

 

Объекты ввода в 2019 году

Уже в ближайшее время будут введены в эксплуатацию следующие объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами:

- в городском округе «Город Южно-Сахалинск» в первом полугодии 2019 года будет запущена в работу 1-я очереди нового полигона твердых коммунальных отходов в районе карьера «Известковый».

Для обеспечения эксплуатации полигона в районе карьер «Известковый» Региональному оператору выделены средства для закупки мобильного сортировочного завода по переработке твердых коммунальных отходов.

Запуск I очереди – это знаковое событие прежде всего для жителей Южно-Сахалинска, так как набивший оскомину вопрос «Когда перенесут свалку?» наконец будет решён.

Конечно же потребуется время на решение полного комплекса вопросов, связанных с рекультивацией свалки, но это входит в наши планы.

- Тымовском городском округе завершается оформление документов на ввод в эксплуатацию нового полигона. В начале 2019 года полигон будет готов к приему твердых коммунальных отходов. Далее последует строительство линии по сортировке и термической обработке отходов, мощностью 9 тыс.т/год.

 

Рекультивация

Ранее действующие свалки, не отвечающие требованиям законодательства в сфере экологической безопасности, или закончившие свой этап накопления - будут выводиться из эксплуатации с последующей рекультивацией.

Этот процесс будет идти параллельно с вводом в эксплуатацию новых, современных объектов размещения твердых коммунальных отходов.

Этап рекультивации полигонов достаточно сложный и потребуется не один и не два года.

Для того чтобы приступить к проектированию рекультивации предстоит провести ревизии границ земельных участков, на которых расположены полигоны. По некоторым потребует кадастровое переоформление.

После урегулирования земельных вопросов будут выполнены действия по проектированию.

Прежде чем приступить к выполнению работ, согласно методических рекомендаций, в Северных районах, необходима временная пауза не менее 3 лет.

Таким образом от начала действий до окончания потребуется не менее 5 лет.

Согласно Дорожной карты данные работы прогнозируется поэтапно начать уже в 2020 году.

 

Финансовые источники.

При решении вопросов строительства новых объектов планируется использование средств областного бюджета и частных инвестиций.

Частным инвесторам уже сегодня предложено рассмотреть своё участие в таких крупных проектах, как строительство II очереди полигона в районе карьер «Известковый», проектировании и строительстве самого крупного объекта – «мусоросортировочный завод» в районе с. Успеновка, строительство мини-заводов по мусоросортировки и термической обработке на 4 –х Курильских островах.

За формулу сотрудничества выбрана модель «Концессионного соглашения».

Рассматривается принятие такого решения при создании и эксплуатации объектов по обращению с отхода в Корсаковском городском округе.

Правительство Сахалинской области будет широко использовать опыт государственно-частного партнёрства.

 

Вывод:

К 2025 году на территории Сахалинской области должна быть полностью реализована задача по созданию достаточной, отвечающей всем требованиям нормативных актов системы управления отходами.

Должны быть построены отвечающие требованиям объекты обращения с ТКО

Внедрена система раздельного накопления ТКО и выделения ВМР

Все закрывшиеся полигоны должны вступить в процесс рекультивации и быть полностью ликвилированы.

Общество должно перейти к цивилизованным способам обращения с отходами.

Скачать презентацию

© 2018 Администрация Смирныховского района
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах
Создание сайта — Студия Милакс
Техническая поддержка — Exholm